ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Стремительное развитие альтернативных форм разрешения конфликтов, наряду с традиционными специально-юридическими и общеупотребительными юридическими терминами, привнесло в современные общественные реалии и совсем новые понятия. На специальном языке - языке человечности права, они отражают и передают специфику мирового общественного феномена, дополняются и видоизменяются в зависимости от назначения, условий, целей и характера применения.
МЕДИАЦИЯ (от англ. mediation − посредничество) − универсальная технология альтернативного разрешения споров двух или более сторон с участием третьей стороны – медиатора (посредника), который помогает сторонам самостоятельно выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Принципиальная возможность медиации основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной стороны на эффективность ведения переговоров. Медиация как процесс появилась вместе с появлением самого человека и имеет разнообразные исторические и культурные аналоги. Интерес к возможностям медиации постоянно возрастает, что связано с широким распространением в общественной жизни разных форм переговорного процесса, а также с фактами успешного применения медиации в практике разрешения международных конфликтов. Медиация приобрела статус узаконенной формы разрешения спорных проблем и рассматривается как важнейший инструмент разрешения конфликтов во всех сферах общественной жизни.
СТОРОНЫ – физические или юридические лица, желающие урегулировать с помощью процедуры медиации спор, который может возникнуть из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений.
МЕДИАТОР (ПОСРЕДНИК) − независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Медиатор (посредник) обеспечивает восстановление способности договариваться у сторон, структурирует конфликт и организует переговорный настрой, отлаживает процесс переговоров и обеспечивает фиксацию договоренностей и гарантий выполнения этих договоренностей.
НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАТОР – независимое физическое лицо, достигший возраста восемнадцати лет, обладающий полной дееспособностью и не имеющие судимости.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАТОР – независимое физическое лицо, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ − юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого, является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ − способ урегулирования споров при содействии медиатора (посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИАЦИЯ − дистанционная медиация с использованием интернет - технологий и других технических средств связи, применяемая медиатором (посредником) в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга или в силу иных причин не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не оправдывает стоимость личного присутствия медиатора (посредника). Электронная медиация может также использоваться в качестве предварительной фазы основного процесса медиации в ситуациях, где важную роль играет фактор времени, для начала подготовки сторон и проведения основной процедуры.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ (АРС) − процедуры и способы разрешения споров (конфликтов), которые применяются вне государственной судебной системы и внутри нее. АРС не влечет для сторон негативных последствий и используется - когда под угрозой разрыва находятся деловые отношения сторон, для установления и развития которых были произведены большие затраты; когда необходимо быстрое и экономное разрешение спора; когда стороны стремятся к конфиденциальности; когда спор касается не столько права, сколько технических вопросов. Все формы АРС функционируют за счет самих участников спора и не требуют затрат на их содержание.
СОГЛАШЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ − соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора (конфликта), который возник или мог возникнуть между сторонами в связи с каким - либо конкретным правоотношением.
МЕДИАТИВНАЯ ОГОВОРКА – это прописная или напечатанная формулировка, в тексте договора дающая право и согласие сторон на применение процедуры медиации при возникновении спора (конфликта) по исполнению условий заключенного между сторонами договора.
СОГЛАШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ − соглашение сторон, с момента, заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора (конфликта), возникшего между сторонами.
МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ − соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору (конфликту), к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ − основополагающие правила поведения, морально-этические нормы и процессуальные основы конструктивного взаимодействия, которым должны следовать стороны спора и медиатор (посредник). Общепризнанными в медиации являются принципы добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (посредника).
«КОКУС» — это процедура, применяемая в процессе проведения медиации, где медиатор (посредник) осуществляет беседу с каждой из сторон индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество «кокусов», проводимых с каждой из сторон, должно быть одинаковым, так же как и время, проведенное в «кокусе».
Во время проведения «кокуса» могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной (конфликтной) ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга. В «кокусе» медиатор (посредник) помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре (конфликте), взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и чувства. По окончании «кокуса» медиатор (посредник) резюмирует прошедшую беседу, спрашивает сторону, не хочет ли она что-то добавить или уточнить. Затем спрашивает, что из сказанного в ходе «кокуса» он может сообщить другой стороне. В ходе проведения «кокусов» медиатор (посредник) пытается выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.
СПОР − это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.
КОНФЛИКТ (от лат. conflictus) − наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
ДОКТРИНА МЕДИАЦИИ (ПОСРЕДНИЧЕСТВА) – философская концепция, представленная как система воззрений и основополагающих принципов. Основана на современных представлениях о роли и месте гражданских общественных институтов посредничества (медиации) в преобразовании политических и социальных систем в глобальном мире.
|